Московский институт открытого образования Система повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров московского образования на 2007-2008 год,
Москва, Издательство МИОО, 2007.
Оглавление Зарегистрироваться на курсы
повышения квалификации можно, заполнив анкету слушателя

МИОО — 70 ЛЕТ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
И СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ МОСКОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Уважаемые коллеги!

Растут задачи, стоящие перед московским образованием в целом, растет и система дополнительного профессионального образования. На федеральном уровне отдельные направления развития системы общего образования заданы Приоритетным национальным проектом «Образование». Это — качество образования (поддержка лучших школ и учителей), работа с одаренными детьми (гранты), информатизация (прежде всего — доступ к информационным ресурсам), воспитательная работа (доплата за классное руководство). Эти направления являются приоритетными и для нашей системы дополнительного профессионального образования.

Головной структурой дополнительного профессионального образования в Москве является наш институт. В наступающем учебном году он отмечает свое 70-летие: сначала юбилей отпразднуют методические службы города, а потом, весной 2008 года, и сам институт. При этом институт, как и вся система столичного образования, устремлен в будущее. Неслучайно Мэр Москвы Ю. М. Лужков на заседании Правительства Москвы именно нашему институту поручил формирование концепции Школы Будущего — вклада Москвы в Приоритетный национальный проект «Образование». Юрий Михайлович обозначил важные черты школы будущего: наглядность (широкое использование мультимедийных технологий коммуникации), активность (самостоятельная работа учащегося в учебной среде и окружающем мире, исследование, эксперимент, проектная деятельность, поиск, сбор, анализ и создание информации), электронизация (то есть использование современных информационных и коммуникационных технологий).

Москва приняла свой новый Московский базисный учебный план. Этот план следует основным ориентирам федеральных стандартов общего образования. При этом он дает возможность московским общеобразовательным учреждениям реализовывать уже сформировавшуюся систему образования и одновременно ориентирует их на будущее: профильное обучение, информатизацию всего образовательного процесса, иностранные языки в начальной школе, проблематику устойчивого развития.

В Москве — многонациональном, многоконфессиональном городе XXI века — изучение истории религий несет мощный историко-культурный и социальный заряд. Не понимая своего прошлого, мы обречены на ошибки в будущем. Творческий коллектив под руководством академика Российской академии наук, ученого с мировым именем Александра Огановича Чубарьяна создал курс по истории религии для общего образования. Возглавляемый А. О. Чубарьяном Институт всеобщей истории РАН совместно с МИОО уже начал работу по подготовке учителей к ведению факультативов по этому курсу. Наш институт расширит эту работу в наступающем учебном году.

Общенациональные перспективы развития образования обогащаются нашими столичными подходами. 2007 год в столице — Год ребенка. В рамках этого года будет реализована программа правового просвещения детей, существенную роль в которой будут играть московские учителя, прежде всего — классные руководители, которые будут получать в институте специальный модуль по этой проблеме.

Москва существенно опередила другие регионы по образовательному использованию информационных и коммуникационных технологий. Проведенное в прошлом году нашим институтом в масштабах Российской Федерации и отдельно — в Москве Международное исследование уровня информатизации SITES2006 показало высокий уровень готовности московских учителей к процессу информатизации по сравнению с Россией в целом и многими зарубежными странами, однако еще очень многое здесь предстоит сделать.

Во многих московских школах эти технологии используются не только при обучении информатике, но и для повышения наглядности (цифровой проектор), для поддержки активности учащихся в естественно-научных исследованиях и комплексных проектах (цифровые измерительные приборы). Сегодня уже почти все московские школы подключены к Интернету, и это открывает большие возможности для гуманитарного, языкового образования. Будем надеяться, что технические и административные условия московского образовательного Интернета обеспечат такие возможности, наш институт будет уделять использованию Интернета существенное внимание в программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров.

По поручению Мэра Москвы Ю. М. Лужкова Департамент образования вместе с Префектом города Зеленограда А. М. Смирновым разработали проект «Школы информатизации». Школа информатизации сегодня является основной моделью информатизации общего образования в Москве, основным инфраструктурным элементом Школы будущего. Естественно, что в реализации модели Школы информатизации в конкретном общеобразовательном учреждении существенную роль играет повышение квалификации работников школы, достижение ими профессиональной ИКТ-компетентности. Это повышение квалификации Институт ведет на базе Центра информационных технологий и учебного оборудования. Оно включает как приобретение практического опыта решения актуальных для работника школы конкретных задач, так и проектирование своей работы в школе. В рамках такой проектной деятельности учителя формулируется и обосновывается потребность в средствах ИКТ для его деятельности по реализации проекта. Проекты всех учителей представляются на конкурс. После прохождения конкурсного отбора эти проекты включаются в планы окружных управлений образования и Департамента образования.

Для реализации модулей и курсов по ИКТ в образовании мы создали кафедру информационных и коммуникационных технологий образования как базовую кафедру нашего института в Центре информационных технологий и учебного оборудования. Ряд курсов эта кафедра ведет совместно с Центром педагогического мастерства Apple на базе ЦИТУО. Эта кафедра пополнила систему подразделений института, работающих на базе других учреждений: Центра педагогического мастерства Г. А. Китайгородской на базе Московского центра качества образования, Медиацентра на базе Института новых технологий, Центра непрерывного лингвистического образования на базе Лингвистической гимназии 1513. Эта система подразделений ориентирована, помимо распространения информационных и коммуникационных технологий и решения общепедагогических задач, еще и на повышение лингвистической компетентности учащихся и учителей — эта масштабная задача поставлена перед системой образования города Правительством Москвы. Используя информационные технологии, сетевые формы работы, мы надеемся уже в начинающемся учебном году существенно повысить качество и объем изучения иностранных языков (среди других — японского) в наших общеобразовательных учреждениях.

Отметим, что ИКТ, в частности, технологии дистанционного обучения, играют все более существенную роль в нашей системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров. Через Интернет будет вестись и регистрация обучающихся, и существенная часть учебного процесса.

В текущем году наш вуз очередной раз организует в регионе работу по проведению Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Педагогами Москвы, принимавшими участие в ЕГЭ последние годы, накоплен уже значительный опыт по анализу материалов ЕГЭ и подготовке школьников к сдаче ЕГЭ. Мы будем стараться и через сайт МИОО, и в нашей работе со всеми учителями передавать им этот опыт.

В конкурсе регионов по реализации региональных проектов комплексной модернизации образования Москва получила статус региона-консультанта. Московские учителя будут участвовать в осмыслении и тиражировании опыта регионов, прежде всего — своего собственного — столичного.

Около 30 тыс. работников московского образования ежегодно повышают свою квалификацию в Московском институте открытого образования и ежегодно 2 тыс. проходят профессиональную переподготовку по различным специальностям. Из более 30 тыс. работников московского образования, ежегодно повышающих свою квалификацию, почти четверть приходит для этого не в МИОО, а в другие вузы городской системы образования. Информация о предлагаемых ими курсах и модулях также вошла в предлагаемый вашему вниманию сборник. Продолжаем мы сотрудничество и с МГУ им. М.В. Ломоносова, МГТУ им. Н.Э. Баумана, коллективами РАО и РАН. Координацию всей этой работы ведет Городской координационный совет по дополнительному образованию (председатель Совета — проф. Е. С. Кушель).

Желаем вам и вашим ученикам успехов в начинающемся учебном году!

 

 

Ректор МИОО,
Сопредседатель Городского координационного совета
по дополнительному профессиональному образованию,
Председатель городского методического совета,
доктор физико-математических наук,
Член-корреспондент РАО
А. Л. Семенов







Информационная справка

Московский институт открытого образования (МИОО) отметит в 2007 году свой 70-летний юбилей. Возглавляет институт ректор Алексей Львович Семенов — председатель Городского методического совета, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАЕН, член-корреспондент РАО, Лауреат Премии Президента РФ в области образования, заслуженный работник высшей школы РФ.

Московский институт открытого образования — головное региональное учреждение системы повышения квалификации, профессиональной переподготовки и подготовки педагогических кадров столичного образования, современная инновационная структура, позволяющая быстро реагировать на запросы рынка образовательных услуг города Москвы.

Сегодня в МИОО работает около 1050 высококвалифицированных сотрудников, многие из которых являются авторами школьных и вузовских учебников.

Современный этап развития российской школы формирует новый ролевой стандарт профессиональной деятельности учителя, модель его профессиональной самоидентификации. Изменяются содержание и подходы к педагогической деятельности, возрастает объем и качество инновационной составляющей в российском образовательном пространстве. Комплексный процесс повышения квалификации предполагает актуализацию педагогами собственных возможностей от практико-воспроизводящей деятельности к практико-преобразующей.

Целью повышения квалификации является, прежде всего, развитие профессиональных мастерства и культуры, обновление теоретических и практических знаний специалистов системы образования в соответствии с современными требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения инновационных методов решения профессиональных задач.

Задачами повышения квалификации являются:

Повышение квалификации проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников.

Повышение квалификации включает в себя следующие формы обучения:

Долгосрочное:

Краткосрочное:

Объем большинства курсов повышения квалификации от 72 до 216 часов. Часть курсовой системы представлена в виде учебных модулей от 12 до 44 часов. Такая организация курсовой системы позволяет работникам московского образования повышать свою квалификацию на протяжении одного или ряда лет в одном или в нескольких учреждениях по одному направлению. Накопительная система повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников фиксируется в ЕДИНОЙ ЗАЧЕТНОЙ КНИЖКЕ СЛУШАТЕЛЯ в форме распределенного освоения модульных образовательных программ. Учет освоенных модульных образовательных программ осуществляется на основе принципа равноценности дополнительного профессионального образования, при котором освоение нескольких образовательных модулей в рамках программы краткосрочного повышения квалификации считается равноценным освоению длительной программы повышения квалификации или равноценным освоению программы профессиональной переподготовки при условии их сопряженности по направлению, содержанию и форме. Индивидуальный план повышения квалификации составляется работником образования на период от 3 до 5 лет, согласовывается с руководителями образовательного учреждения, окружного методического центра и соответствующего подразделения МИОО, утверждается ректором Института. В течение одного учебного года в индивидуальном плане предусматривается прохождение модулей объемом от 12 и до 44 часов. Для сбалансированного распределения учебного времени в образовательных программах предусмотрены различные формы обучения: лекции, семинарские и практические занятия, лабораторные работы, семинары по обмену опытом, «круглые столы», конференции, выездные занятия, стажировки, консультации, курсовые, проектные, реферативные и другие учебные работы, включая диктантное ( телекоммуникационное ) обучение. Результаты промежуточной и итоговой аттестации в системе повышения квалификации также фиксируются в единой зачетной книжке. По итогам выполнения индивидуального плана повышения квалификации в объеме не менее 72 часов Московским институтом открытого образования выдается государственный документ установленного образца.

В ходе учебного процесса с использованием модульных образовательных программ у педагога появляется возможность конструировать индивидуальный образовательный маршрут и программу повышения квалификации с учетом своих интересов и уровня квалификации. Педагог может выбрать содержание, сроки и режим обучения. Технологичность обеспечивается за счет содержания (наполнения) вариативных модулей, использования интерактивных методов работы со слушателями и возможности построения образовательного маршрута за счет комбинации модульных курсов.

Московский институт открытого образования — признанный лидер столичной системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров. Совместно с МИОО образовательные учреждения, реализующие программы дополнительного профессионального образования, окружные методические центры, городские учебно-методические центры различной направленности ежегодно осуществляют формирование системы дополнительного профессионального образования города Москвы. Окружные методические центры осуществляют методическое и организационное обеспечение образовательных модулей по повышению квалификации объемом не более 36 учебных часов на основе договора с Московским институтом открытого образования. Образовательные учреждения, реализующие программы дополнительного профессионального образования и не имеющие соответствующей аккредитации также заключают договоры с
МИОО о сотрудничестве в сфере дополнительного профессионального образования руководящих и педагогических кадров. Это позволяет образовательным учреждениям по завершении обучения по программам дополнительного образования выдавать государственные документы установленного образца. Департаментом образования города Москвы предоставлено право Московскому институту открытого образования заключения договоров с учреждениями дополнительного профессионального образования федерального и регионального подчинения о сотрудничестве в области повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников системы московского образования на конкурсной основе после проведения экспертизы учебных планов и образовательных программ, предоставленных этими учреждениями.

Задачами профессиональной переподготовки педагогических кадров являются:

В результате профессиональной переподготовки специалисту может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности. Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится путем освоения дополнительных профессиональных образовательных программ. По результатам прохождения профессиональной переподготовки слушатели получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести новую профессиональную деятельность. Направление профессиональной переподготовки определяется заказчиком по согласованию с образовательным учреждением повышения квалификации.

Государственные образовательные учреждения, ведущие работу по повышению квалификации и профессиональной переподготовке педагогических кадров, выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, следующие документы государственного образца:

Работники московского образования могут реализовать свое право и потребности в повышении квалификации и профессиональной переподготовке, выбрав направленность и тематику курсовой подготовки (указаны в первых трех столбцах таблицы информационного сборника), руководителя и ответственного организатора данного курса или учебного модуля (названы в третьем столбце), организацию, отвечающую за проведение данного курса или учебного модуля (указаны в четвертом столбце), объем, форму, режим и место проведения занятий (указаны в двух последних столбцах).

Тематика курсов и модулей предусматривает проведение не только обзорных, информационно-обобщающих, просветительских курсов, но и проектно-исследовательских (выделены в тексте общим названием «поисковая лаборатория»), а также курсов преимущественно активно-деятельностного характера (как правило, выделяются в тексте словами «творческая лаборатория», «мастер-класс»). Более полную информацию о содержании того или иного курса (учебного модуля), лекторском составе и т.п. можно получить на сайте Московского института открытого образования www.mioo.ru. Справки по курсовой системе можно получить, обратившись непосредственно в организацию, ответственную за проведение данного курса (все телефоны для справок приведены на стр. XI) или в соответствующее подразделение (телефоны для справок указаны в четвертом столбце таблицы).

Система повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров предусматривает следующие режимы обучения:

Дистанционное обучение проводится по широкому спектру проблем (информационные технологии в образовании, мультимедиа проекты, автоматизированное рабочее место и др.), адресовано различным категориям работников образования (администрации, учителям-предметникам, методистам и др.) и предполагает доступ обучающегося к компьютеру с выходом в Интернет. В 2007-2008 учебном году планируется реализовать 78 (семьдесят восемь) программ по следующим направлениям: информатизация образования, управление открытыми образовательными технологиями, нормативно-правовая база модернизации образования на региональном уровне, использование права региона на законодательную инициативу, нормативное бюджетное финансирование, новая система оплаты труда, программа «Столичное образование - 5», московский базисный учебный план, школа информатизации, дистанционные образовательные технологии, элементы информационно-коммуникативной компетентности руководителя, современные аттестационные технологии, общественное управление , подготовка публичного доклада.

Повышение квалификации проводится в основном на бюджетной основе. Работникам системы московского образования гарантирована возможность выбора таких курсов не реже одного раза в пять лет в объеме не менее 72 часов. Зачисление на курсы на бюджетной основе проводится на основании направлений Департамента образования города Москвы, окружных управлений образования и методических центров, обобщающих заявки образовательных учреждений округа. Работа некоторых курсов, организуемых сверх установленных нормативов, предполагает внебюджетные источники финансирования. Информация об источнике финансирования указана в последнем столбце таблицы (внебюджетные курсы выделены курсивом).

Желаем вам творческих успехов!

Ректорат МИОО


Оглавление Зарегистрироваться на курсы

Rambler Top100